[Ованнес (Ован) Кахик; арм. (?)ռվ(?)աճճես ((?)ռվ(?)աճ) Որռտճեցի] (1315, сел. Вагатин (Вагадни), пров. Воротн, Сюникское княжество - 6.01.1387 (?), обл. Ернджак, там же (ныне Нахичеванская Автономная Республика)), святой Армянской Апостольской Церкви (ААЦ; пам. в субботу 3-й недели Великого поста), философ, богослов, экзегет, педагог, церковно-общественный деятель. Сын кн. Сюника Иване Орбеляна. Образование получил в Гладзорском ун-те у вардапетов Есаи Ничеци и Тиратура. По окончании ун-та на нек-рое время остался там работать. После смерти учителей и упадка Гладзорского ун-та О. В. в 40-х гг. XIV в. переехал с учениками сначала в монастырь Ермон (обл. Вайоц-Дзор), а затем в Воротнаванк (отсюда его когномен Воротнеци). Активную научно-педагогическую деятельность О. В. также вел в пров. Даранах. В 1369 г. в сюникской пров. Ернджак в мон-ре св. Геворга при содействии своего ученика вардапета Магакии Кримеци (Крымского; Ɨ 1384) основал монастырскую высшую школу Апракунис, а в 1373 г. (по др. данным, в 1345) - Татевский ун-т, ставший крупнейшим научным, образовательным и культурным центром Армении того периода. Среди др. учеников О. В. известны ученые-вардапеты Григор Татеваци († 1409), Вардан Огоцеци († 1406), Геворг Ерзнкаци († 1416). Как и большинство средневековых вардапетов, О. В. совершил паломничество в Иерусалим (1373; вместе с Григором Татеваци) и много путешествовал с проповедями; участвовал в догматических спорах в Тпхисе (ныне Тбилиси) и Трапезунде (ныне Трабзон). О. В. ратовал за сохранение самостоятельности ААЦ, боролся с деятельностью католич. миссионеров и арм. униатов (т. н. униторов). Их возраставшая активность вызвала к жизни антиуниат. движение с центрами в школах Гладзора и Татева. Эта борьба нашла отражение в творчестве О. В. Очевидно, вовлеченностью в антиуниат. движение объясняется и знание им, как и мн. арм. авторами этого периода, латыни (помимо греч. языка), что не было характерно для писателей предыдущих эпох. О. В. был похоронен в часовне мон-ря св. Геворга в обл. Ернджак. Католикос Симеон Ереванци (1763-1780) включил его память в календарь святых ААЦ.
Творчество О. В. изучено мало, особенно его богословские произведения; мн. труды не опубликованы. Догматические сочинения О. В. включают: «Вопросы дифизитов и ответы на них», «Послание к католикосу Константину V», «Слово благословения новопостроенного собора апостола Стахия», «Девять блаженств Христа», а также не менее 9 проповедей. Экзегетические труды представляют собой толкования на Евангелия от Матфея и Иоанна, на 14 канонических посланий ап. Павла и на 3-е (апокрифическое) Послание к Коринфянам (см. Павла деяния), на Книгу Иова и Книгу прор. Исаии (под ред. Григора Татеваци). К ним в жанровом отношении примыкают комментарии к философским и патристическим сочинениям: к «Категориям» и «Об истолковании» Аристотеля, к «Определениям философии» Давида Анахта, «Краткий анализ «Введения» Порфирия», «Краткое объяснение многотрудных вопросов Порфирия», «Об элементах, или Высказывания мудрецов», а также комментарии к соч. «О провидении» Филона Александрийского, к «Книге занятий» (Գիրղ պարապմաճց; известный только в арм. традиции сборник 44 речей) свт. Кирилла Александрийского (под ред. Григора Татеваци) и к сб. «К тем...» (включает 15 произведений, начинающихся со слов «Πρὸς τοὺς...» - «Ա(?) ռրս...») свт. Григория Богослова (под ред. Геворга Ерзнкаци). Сохранились также материалы лекций О. В.